magic_garlic (magic_garlic) wrote,
magic_garlic
magic_garlic

Category:

Никита Михалков

Тот самый случай, когда феномен мне просто непонятен. Даже не враждебен, не чужд, как Феллини, не противен, как например почти весь Годар, а вот именно непонятен.

Почему именно Никита Михалков стал первым режиссером России? Признание его как культового режиссера состоялось в кругах интеллигенции где-то в начале 1980-х после "Неоконченной пьесы для механического пианино". Интеллигенция что-то нашла в этой картине. Я искренне не понимаю что. Для меня этот фильм чем-то подобен гонкам: стартуют несколько персонажей, чтобы по к финалу фильма предстать в глазах зрителя "самым жалким и противным". В итоге, гонку выигрывает главный герой в исполнении Калягина.

Я и в самом деле искренне не могу понять всегдашний ажиотаж вокруг этой картины. У Михалкова вообще всего два фильма, которые почитались в качестве "культовых" у советской интеллигеции. Один более менее заслуженно - это "Несколько дней из жизни Обломова", в общем-то лучший фильм нынешнего юбиляра, во всяком случае продемонстрировавший какой-то новый для советского кино подход к экранизации классики.

Но вот эта "Незаконченная пьеса" все-таки остается загадкой. Я помню, как в доме моего отца гости бешено и с жаром обсуждали эту картину, ломали копия, проклинали Михалкова, прославляли Михалкова, говорили, что он гений, говорили, что он фашист, говорили, что гений и фашист в одном лице. Сегодня я вижу для себя только одно возможное объяснение популярности "Незаконченной пьесы": этот фильм положил начало особому жанру кинематографа, расцветшему, как известно, в конце перестроечных лет, так наз. "чернухе". Прием у "чернушных" режисеров был ровно тот же, что и у Михалкова: показывается компания разных, но равно благонамеренных людей, по ходу картины выясняется, что все они либо "слабаки", либо "мерзавцы". В финале у зрителя должно остаться ощущение - "Россия безнадежна. Здесь жить нельзя".

Легко вспомнить целый ряд фильмов, выполненных именно в этом жанре: "Трагедия в стиле рок", "Дом под звездным небом", "Башня", "Интердевочка". Почти все выдающиеся мэтры отметились в этой стилистике.

Неправильно толковать "чернуху" как социальную (в данном случае - антисоветскую) критику, такой позднесоветский критический реализм. Задачей "чернухи" было не призвать к изменению действительности, а создать ощущение безнадежности всякого изменения. Что-то подобное, безусловно, имеется и у Чехова, чем, кстати, отчасти и объясняется увлечение именно этим автором в поздние советские годы. Но Чехов во-первых глубже, во-вторых у него безнадежность редко связана с тем, что все персонажи - "мерзавцы" и от всех "тошнит". Михалков же  создал именно этот жанр - "от всех тошнит", чем и заслужил лавры основоположника и первопроходца.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments