magic_garlic (magic_garlic) wrote,
magic_garlic
magic_garlic

Categories:

Андрей Вознесенский и Юрий Шевчук


Вознесенский для меня ассоциативно - человек 1985–89 годов. Его раннее поэтическое творчество меня всегда оставляло равнодушным, как и весь футуризм, которому, насколько я понимаю, он вполне сознательно подражал. Но во всяком случае с Вознесенским связан какой-то стиль эпохи, перекликающийся с ритмом его стихов.

А о ком сегодня можно скзать то же самое?

Но вот в "перестройку" Вознесенский выплыл как культурреггер, который знакомил массового читателя то с Гребенщиковым, то с Хайдеггером. То он упомянет в стихах Аверинцева, то Рихтера.
 
Он остался человеком великой эпохи культуреггеров - все смеялись по поводу "постпинкфлойдовской деревни", но вот запечатлелась она в сознании каким-то прекрасным дымком нашей юности, а уж на Хайдеггере, который "харю гад отъел" и "хардроккер", Вознесенский по моему сломал всю свою карьеру публициста, но тоже вот было в этом что-то от мандельштамовской "тоски по мировой культуре", неудоволетворимой и ненасытимой. Когда непонятно, кто такой Хайдеггер и о чем он, но имя будоражит, вертится в голове и это странное сочетание звуков кажется ответом на все жизненные вопросы.

В общем, для меня Вознесенский - последний человек настоящей русской культуры, культуры Великого Псевдоморфоза. За ним - откровенно говоря, одна русская фантастика, в настоящий момент подлинное направление русского искусства - с этим необходимым для него псевдоморфозным вывертом.

Шевчук напротив первый человек политической эпохи. Все его лучшие песни - из времени советского политического пробуждения: "Дождь", "Что такое осень" и особенно "Последняя осень", которая в моем сознании отложилась как песня про 1991 и еще точнее про август 1991 года - "последним костром догорает эпоха, и мы наблюдаем за тенью и светом".

Шевчук удивительным образом не стал голосом антисоветской революции начала 1990-х, поскольку неожиданно для самого себя смог выразить разочарование в этой революции, амбивалетность ее итогов, когда "все то что держало, давило, играло, осиновым ветром" было "разорвано в клочья" - его заунывная интнонация пришлась как раз в точку в межвременье 1991-1994 годов - по моему в самый тяжелый период жизни страны, да и всех нас. Кстати, именно поэтому Шевчук евда ли мобилизует своим творчеством "несогласных" - от одного его вида исходит чувство "опустошения" и "разочарования".

Это что-то в духе "Какая хмурая Столица в октябре! Забитая лошадка бурая Гуляет на дворе."

Даже клип вроде бы светлой по текстовке песни "Дождь" во "Взгляде" шел под какие-то игрушечные танки, которые разрушают игрушечный город - многие потом (и в каком-то смысле справедливо) видели в этой песне намек на путч 1993 года. Шечук наверное то пел о чем-то совсем другом, но получалось все время об этом. О том, как хреново жить в конце каждой из революций. О том, какой остается от всего этого горький осадок. О том, что когда "догорает эпоха", тень все-таки одолевает свет, и некогда бурная радостная жизнь истончается до самого своего основания.

И поэтому хотя Шевчук еще мог жить и творить в эпоху Вознесенского, Вознесенскому, увы, уже не было место в эпоху Шевчука.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments