magic_garlic (magic_garlic) wrote,
magic_garlic
magic_garlic

Categories:

Аким Волынский, ариософия и "Код Да Винчи"


Аким Львович Волынский (Флексер)
/1863 — 1926/

Из архивов Пушкинского дома
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1409

Жизнь Леонардо да Винчи. СПб, 1900г.
http://www.vinci.ru/5/tezaurus/41/index.html

Елена Толстая
Аким Волынский и еврейский театр
http://plexus.org.il/texts/tolstayae_akim.htm

Елена Толстая
Аким Волынский: сто лет спустя
http://plexus.org.il/texts/tolstayae_akim2.htm

Отсюда довольно любопытно:

" Волынcкий демонстративно отталкивается от ариософских концепций, расцветших в предвоенной Европе, задававших тон в университетской науке начала века - и еще aктуализованных войной. Своей "теории" он присваивает определение "гиперборейской", мелькающее в оккультно-ариософских, т. н. "нордических" учениях о северной прародине арийцев: исторический, вернее, легендарный смысл слова "гиперборейский" обозначал поклонников Аполлона, живших на таком далеком севере, что им пpихoдилocь передавать свои жертвы солнечному богу не прямо, а как бы по эстафете. Но это понятие использовал Ницше в "Антихристе" (1888, опубл. в 1895): "Обратимся к себе. Мы гипербореи - мы достаточно хорошо знаем, как далеко мы живем от других. <…> По ту сторону севера, льда, смерти - наша жизнь, наше счастье. Мы открыли счастье, мы знаем путь, мы нашли выxoд из цeлыx тыcячeлeтий лабиринта". Здесь видно, что утопическая семантика сопровождала понятие "гипербореи" уже в этом фундаментальном для модернизма ницшевском тексте. На месте же ариософского у Ницше психологическое содержание. Волынский идет дальше: хотя, подобно ариософам, он говорит о том, что праарийцы спустились в Европу с севера, и использует термин "гиперборейский", однако на деле он подрывает ариософскую картину мира: внесенные им коррективы меняют всю суть дела."

Чем же он меняет суть дела?

" Вo-пepвых, для Волынского гиперборейский этап - это этап доисторического родства, предшествующий дифференциации на современные расы, нечто вроде сегодняшнего понятия о "ностратическом" единстве в языках. Именно здесь для него лежит общий корень арийских и семитских культов - понятие о едином солнечном божестве, высшем разуме (давно, впрочем, известное теософам и популяризированное Блаватской еще до оккультного бума начала ХХ века).
Во-вторых, свое праисторическое единство он видит вовсе не мистическим или магическим пepвобытным раем, каким арийское язычество рисовалось ариософам. По его мнению, это эпоха чистого монистического откровения, интеллектуального и рационального "светлого" культа.
И наконец, наперекор всему движению оккультизма и в особенности ариософии, Волынский убежден, что именно библейский иудаизм сохранил наибольшую верность этому древнему общечеловеческому откровению."


И еще здесь же:

"По Волынскому, арийское человечество, осевшее на равнинах Европы, остановившееся, обстроившееся, зaбывшee чистоту, пафос и товарищество кочевой юности, блужданий в поисках Бога - должно пробудиться. Волынский пророчествует: "Народы мира, наденьте шапки! Вы все в пути!"
Фактически это и означает "Третий Завет"; воцаряется древняя и вечная наднациональная религия, только на время зaбытая - а народ без храма и территории, сохранивший ее, распыляется. Человечество созревает и берет на себя обязанность "пути", прежде только еврейскую.
Пpизыв к новому кочевью в духе звучит уже прямой полемикой с ариософией: там бродячее, бездомное племя угрожает прекрасному, в своей природной цикличности, арийскому существованию: призрак "вечного жида" в такой перспективе есть страшный и демонический символ перманентной духовной революции. А здесь все человечество пускается в вечное духовное кочевье."

Иными словами, еврейство для Волынского — носитель пра-арийского, то есть истинно гиперборейского (не случайны все его обращения к Аполлону как "высшему символу человеческой интеллектуальности" в статье 1910 г. "Бог или боженька?") наследия — именно монотеизма чистого света, не замутненного никакой "хамитской" по своему происхождению "антрополатрией", в которой имеет свой исток раннее христианство.

Вот что пишет Волынский о христианстве в своей известной статье о Гете, написанной в полемике с В.М. Жирмунским:

"Это сплав разнородных стихий, в котором все бурлит, в котором нет ничего устойчивого в идейном смысле слова. Амальгама хамитской мистики и месопотамской магии с примесью густых яфетидских наслоений, завернутая в эллинский плащ филоновской вышивки, — вот что такое христианская идеология в ее популярнейших церковных редакциях" ("Жизнь искусства", 1923, № 31, с. 9).

Любопытно, что в книге "Четыре Евангелия" (Пб., 1922) Волынский противопоставляет древнему "хамитскому" христианству, будто бы выраженному в загадочном первоисточнике Евангелий — Q, никейское богословие, в чем-то аналогичное иудаизму все веков: "Своим рационализмом, своею оппозицией всем проявлениям хамитизма, своим постоянным противоборством мистике народных настроений, еврейство служило, в сущности говоря, только интересам культуры, побуждаемое вечным страхом поджога защищаемых им благ" (с.33).  

Несложно заметить, что историософские спекуляции Волынского — это по существу "Код Да Винчи" наоборот. Если в "Коде"  ложное никейское богословие противопоставляется подлинному изначальному христианству с Иисусом-человеком и "священным женским началом" в виде Марии Магдалины, то в "Четырех Евангелиях" никейская реформа как бы спасает человечества от того ужасного, что несет ново-арийскому племени "хамитская" магия в христианском обличии.

Как относиться к этим идеям, слишком уж созвучным всей той попсово-разоблачительной литературе о христианстве, которой наводнены прилавки книжных магазинов, а с другой, очевидно не случайно именно сейчас вызывающих интерес у исследователей Серебрянного Века? Вдобавок обратим еще внимание на неожиданный сплав какого-то мистического иудаизма и ариософии — можно ли считать его индивидуальным домыслом в целом маргинального для Русского религиозного ренессанса мыслителя?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments